Презентационный материал номинированного проекта на
Всемирном Архитектурном Фестивале WAF в Барселоне в 2011 году:

 

Дом «Зодчество» 
Геометрический абстракционизм в архитектуре.

 

 

Логотип международного фестиваля «Зодчество», Москва, Россия

 

Оптические иллюзии

Оптическая иллюзия (так же визуальная иллюзия)  - зрительный образ отличающийся от объективной реальности.

Информация, воспринятая глазом обрабатывается в головном мозге и создаёт восприятие, которое не совсем соответствует физическому источнику стимуляции.


 

 


Что мы видим на этом изображении?
Расчерченные линии кажутся кривыми, но в реальности они прямые. Трудно поверить, что это реальность нашего восприятия.

 

Существует три основных вида иллюзий:
 

1. Буквальные оптические иллюзии создают образы, отличающиеся от объектов их создающих.

Джулиан Бивер – рисунок мелками на тротуаре.

 

2. Физиологические иллюзии – это специальные эффекты чрезмерной стимуляции глаз и мозга (яркость, цвет, размер, позиция, наклон, движение)
 

Сколько черных точек вы видите?

 

3. Когнитивные иллюзии как результат бессознательных факторов.

 

 

Художники Оп–арта или  “Trompe-l’oeil” (Тромплей дословно “обман зрения”).использовали разнообразие визуальных иллюзий, основанных на особенности восприятия плоских и трехмерных фигур.
 

 

 

 

 

Trompe-l’oeil  - это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости. Тоже, что оп-арт  (оптическое искусство). 

Убегая от критики, Пьер Боррель дель Касо, 1874 г.  

 

 

В работах художников 20 века, Маурица Эшера и Виктора Васарели можно найти множество секретов и принципов трансформации или искажения пространства, основанных на оптических эффектах (пространственного расположения, парения, слияния форм), которые показывают физиологические характеристики человеческого восприятия сложных объемных и пространственных фигур.
Композиция. Виктор Васарели

 

 

  Работы Эшера характеризуются оригинальными интерпретациями логических и пластических парадоксов. Во время своей работы художник вдохновлялся математическими статьями о модульном членении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрией, “невозможными фигурами”, логикой трехмерного пространства…
 

Треугольник. Мауриц Эшер

 

 

Есть мнение, что искусство Эшера должно рассматриваться в контексте теории относительности Эйнштейна, психоанализа Фрейда, кубизма, взаимосвязи времени, пространства, тождественности и других проявлений дейктических измерений.

 

Относительность. Мауриц Эшер

 

Начиная с периода Высокого Возрождения и Барокко в архитектуре использовались различные методы перспективных иллюзий- обманок. Локальные решения и методы оптических иллюзий встречаются в работах таких мастеров как Микеланджело, Браманте, Бернини, Палладио и др.

 
 
Лестница Реджиа
Архитекторы: Антонио да Сангалло младший, Джанлоренцо Бернини
Ватикан, Рим, Италия

 

Архитекторы прошлого сделали первые попытки проектирования геометрически сложных трехмерных объектов и разработали разнообразные методы и принципы построения перспективы.
Сооруженный в 1580 – 1585 годах - это единственный сохранившийся закрытый театр того времени. Окончательный проект был выполнен Андреа Палладио. Тромплеи на декорациях, выполненные Винченцо Скамоцци, создают впечатление уходящих в перспективу длинных дорог.
«Театр Олимпико»
Архитекторы: Андреа Палладио, Винченцо Скамоцци
Виченца, Италия

 

Применение оптических иллюзий наблюдается в различные периоды истории архитектуры. Тем не менее, это всего лишь начало, где многие из них представляют собой графические эффекты и, только некоторые могут быть охарактеризованы как эффекты, основанные на объемно-пространственных иллюзиях.

Инсталляция Роберта Стадлера в Парижской церкви

Разнообразие оптических иллюзий в графике создаёт направление Оп–арт в искусстве, когда как в архитектуре это направление слабо развито, хотя, как мы уже убедились оно пришло в изобразительное искусство из архитектуры, а не наоборот.

Теперь, рассмотрим пример оптической иллюзии в нашей работе.
Дом «Зодчество» выполнен в рамках конкурса молодых архитекторов СНГ «Локальная утопия в глобальной дистопии» фестиваля Зодчество 2010, Москва, Россия.


В основу концепции проекта легли принципы искажения объема и создание абстрактного визуального образа (силуэта) в плоскости картины. Объем дома, построенного на оптических эффектах, как в экстерьере, так и в интерьере, создает необходимый вид в плоскости картины с определенной видовой точки.
В экстерьере, при подъезде к дому, с определенной видовой точки, за счет эффекта перспективы, мы получаем плоское изображение в виде логотипа фестиваля «Зодчество».
Логотип фестиваля, который содержит в себе элементы оп-арта, настолько хорош, что так и просится на решение в объеме. Как содержание и значение, так и графическое решение логотипа очень архитектоничны.




 

Логотип международного фестиваля «Зодчество», Москва, Россия

 

Генплан

 

План первого этажа

 

План второго этажа

 

Восточный фасад

 

Западный фасад

 

 

Южный фасад

 

Северный фасад

 

Вид с севера

 

Вид с востока

 

Вид с юга

 

Гостиная: в интерьере использованы многочисленные приемы оптических иллюзий, в частности, перила создают
иллюзию сферы на плоской поверхности.

 

Гостиная: перспективное изображение на стене создает впечатление уходящего бесконечно вглубь пространства.

 

Спальня: на полу уложены паркетные доски трех разных тонов, которые создают эффект перепада уровней.
На стенах применены художественные приемы оптических иллюзий.

 

Спальня: на полу уложены паркетные доски трех разных тонов, которые создают эффект перепада уровней.
На стенах применены художественные приемы оптических иллюзий.

 

Спальня: подбор мебели осуществлен таким образом, чтобы усилить эффект иллюзии.

 

 
 Санузел: черно-белые керамические плитки санузла создают эффект кривых линий, хотя уложены строго параллельно.

 

 
 Санузел: черно-белые керамические плитки санузла создают эффект кривых линий, хотя уложены строго параллельно.

 

Санузел: черно-белые керамические плитки санузла создают эффект кривых линий, хотя уложены строго параллельно.

 

Санузел: черно-белые керамические плитки санузла создают эффект кривых линий, хотя уложены строго параллельно.

 

Оп-архитектура дает людям независимость от объективной реальности, развивает воображение и, таким образом,  дает возможность думать по-разному.
Фрагмент здания, его часть, угол, потолок и крыша, цвет, свет обеспечивают дополнительные возможности восприятия «нового измерения или даже пространства».
Благодаря современным проектным и строительным  технологиям и особенностям, здания и комплексы могут с определенных видовых точек превращаться в сложные силуэты геометрических фигур.
Сооружение может полностью стать объектом оптической иллюзии.
Эта тенденция в архитектуре дает возможность получить дейктические интерпретации новых измерений или, даже, дополнительного пространства в пространстве нашего окружения.
Мы верим, что эта тенденция в архитектуре является неисчерпаемым источником  для вдохновления и воплощения оригинальных идей в реальность.

 

Арт–директор: кандидат архитектуры Телемак Ананян
Творческий коллектив: Телемак Ананян, Гоар Исаханян, Зораб Бауэр


 

 

 

 

 

 

 

 

Телефон: +7 495 517-65-37
Эл. почта: info@ithaka.ru

© 1990-2011 ИТАКА - Архитектура и дизайн